Взаимодействие логопеда с учителем
Активизация коммуникативного навыка у младших школьников с ЗПР (практика)
Звуковой метод обучения чтению
Здоровьесберегающие технологии в школе
Картотека заданий «Парные согласные»
- Консультация учителей начальных классов «Формирование умения осуществлять итоговый самоконтроль».
- «Методика обучения чтению детей с ОВЗ»
- Методы и приемы по коррекции письма у младших школьников
- Особенности общения со сверстниками у детей с ЗПР
- УЧЕБНО-ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЯ ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА I КОРРЕКЦИОННОМ ЭТАПЕ
- Приёмы коррекционной работы при обучении младших школьников с ЗПР. Звук и буква 1класс.
- Примеры упражнений при оптической дисграфии
- Пространственные представления лево-право понимание прочитанного
- Синквейны по лексическим темам для 1 дополнительного класса учащихся с ЗПР
Применение синквейнов в коррекционной работе с учащимися с ЗПР даёт учителю возможность решать много коррекционно-развивающих задач одновременно. Словарная работа, умение выделять главное, критически мыслить, обобщать, систематизировать, классифицировать, исключать лишнее, делать выводы, формулировать свой ответ, согласовывать слова в роде, падеже, числе, работа с предложением, активизация познавательной активности, развитие инициативности, устойчивого внимания, словесно-логического мышления и вдумчивого чтения.
Задания основаны на известной игре «Морской бой». Название «Словесный соус» объясняется так, в таблице буквы перемешаны как ингредиенты в соусе, нужно по подсказкам найти буквы и получить слово. Задания разделены на темы. Данный материал используется для того, чтобы содействовать развитию познавательной активности учащихся, способствовать расширению кругозора и обогащению словарного запаса, развитию памяти, внимания, быстроты реакции. Систематизировать знания по лексическим темам.
- ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И КОРРЕКЦИЯ ОШИБОК ЧТЕНИЯ
- Развитие умения выполнять анализ и синтез слова (Магулий Н.Ф.)
- «Использование игровых технологий на логопедических занятиях с целью развития ранней социализации, совершенствования коммуникативных навыков учащихся» (Магулий Н.Ф.)
- ПОСОБИЕ для развития звукового анализа и синтеза слова у обучающихся с задержкой в развитии (Магулий Н.Ф.)
Рекомендации по устранению логопедических нарушений письменной речи для учителей и воспитателей групп продленного дня
Проблема |
Причина |
Задачи |
Пути коррекции, рекомендации |
Развивающие упражнения, игры, задания |
Ошибки при слитно-раздельном написании слов |
Недостаточное развитие зрительного и вербального анализа, восприятия и ориентировки в пространстве |
Развивать концентрацию внимания и длительность его удержания, учить додумывать элементы букв, синтезировать, ориентируясь на составные части букв, приучать к самостоятельной проверке, развитие внимательности и самоконтроля. |
Развивать концентрацию внимания и длительность его удержания, учить додумывать элементы букв, синтезировать, ориентируясь на составные части букв, приучать к самостоятельной проверке, развитие внимательности и самоконтроля. |
— графические диктанты, — «раздели слова», — «слова-перевертыши», — «склеенный рассказ», — «читаем вверх тормашками», — «найди мои ошибки»… |
Неправильное написание имён собственных, отсутствие заглавной буквы, потеря знаков препинания |
Недостаточная концентрация и устойчивость внимания. Недостатки в развитии лексико-грамматического строя речи. Не знает правила или не умеет их применять |
Развитие избирательности и произвольности внимания. Увеличение объёма внимания. Развитие умения грамотно составлять и понимать грамматические конструкции, использовать роды и падежи. Ликвидация пробелов в знании правил. |
Развитие избирательности и произвольности внимания. Увеличение объёма внимания. Развитие умения грамотно составлять и понимать грамматические конструкции, использовать роды и падежи. Ликвидация пробелов в знании правил. |
— «найди слова», — «укротитель букв», — «наблюдатель», — «найди отличия», — «заклинание на пять»… Повторение и закрепление правил написания. |
Ошибки при переносе слов |
Недостаточная сформирован-ность звуко-буквенного анализа и синтеза |
Развитие умения слышать, узнавать и различать звуки и фонемы, понимать взаимосвязь между ними. |
Развитие умения слышать, узнавать и различать звуки и фонемы, понимать взаимосвязь между ними. |
— «разбери словечко», -придумывание слов к схеме, — нахождение и определение количества гласных и согласных в словах, — «продолжи слово», — «потерянный слог», — «слог-шаг»… |
Ошибки в написании безударных гласных, парных согласных в середине и конце слов. |
Недостаточное развитие фонематического слуха. Низкий уровень сформированности приёмов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу) |
Развитие умения проговаривать слова, выделяя голосом, ударный гласный (по подражанию\самостоятельно). Определять ударный гласный в своём произношении и произношении другого человека, при написании слов. Закреплять знания о парных согласных. Упражнять в дифференциации парных согласных, следить за их правильным произношением. Отработка способов проверки написания слов с безударной гласной в корне, со звонкими и глухими согласными на конце и в середине слов. |
Развитие умения проговаривать слова, выделяя голосом, ударный гласный (по подражанию\самостоятельно). Определять ударный гласный в своём произношении и произношении другого человека, при написании слов. Закреплять знания о парных согласных. Упражнять в дифференциации парных согласных, следить за их правильным произношением. Отработка способов проверки написания слов с безударной гласной в корне, со звонкими и глухими согласными на конце и в середине слов. |
— «буква заблудилась», — «не разорви цепочку», — «наоборот», — «глухой-звонкий»… |
При письме делает замены по акустическому признаку |
Недостаточное развитие фонематического слуха и звуко-буквенного анализа. Нарушено звукопроизношение. |
Развитие слухового и зрительного восприятия. Воспитание слухового внимания на материале, содержащем смешиваемые звуки. Дифференциация смешиваемых звуков в слогах, словах, предложениях. Посещение логопедических занятий |
Развитие слухового и зрительного восприятия. Воспитание слухового внимания на материале, содержащем смешиваемые звуки. Дифференциация смешиваемых звуков в слогах, словах, предложениях. Посещение логопедических занятий |
— зрительные и слуховые диктанты — подбор слов на заданный звук — замена звуков в словах |
Пропускает (добавляет) буквы и слова, допускает перестановки букв и слогов, нарушено смягчение согласных |
Несформированность фонематических процессов. Недостаточное развитие слухового восприятия. Сниженный уровень концентрации внимания. Недостаточно развито умение действовать по правилам. |
Упражнять в звуковом анализе и синтезе. Упражнять в слоговом анализе и синтезе. Тренировать ребёнка в одновременном выполнении нескольких видов деятельности (например, слушать текст и рисовать предметы в определённой последовательности…) Развивать способность сосредоточивать и сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его. |
Упражнять в звуковом анализе и синтезе. Упражнять в слоговом анализе и синтезе. Тренировать ребёнка в одновременном выполнении нескольких видов деятельности (например, слушать текст и рисовать предметы в определённой последовательности…) Развивать способность сосредоточивать и сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его. |
— «буквы убежали» — «собери слова» — «слово рассыпалось» — «главный наблюдатель» — «путаница» — «капризное эхо» — «сито для слов» — «гномы и великаны»… |
При письме делает графические (пространственные) замены |
Недостаточное развитие зрительного анализа и ориентировки в пространстве. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания. Недостаточное развитие мелкой моторики. |
Уточнение пространственных представлений.
Контроль (с обучением навыку самоконтроля) за ходом двигательных актов во время письма. Развитие способности сосредоточивать и сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его. Развитие зрительного восприятия и тонкой моторики. Совершенствование графомоторной деятельности |
Уточнение пространственных представлений.
Контроль (с обучением навыку самоконтроля) за ходом двигательных актов во время письма. Развитие способности сосредоточивать и сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его. Развитие зрительного восприятия и тонкой моторики. Совершенствование графо-моторной деятельности |
— графические диктанты различной степени сложности — лепка из пластилина, выкладывание из спичек, вырезание из бумаги букв и их элементов — вычеркивание из текста заданной буквы — отгадывание букв с закрытыми глазами (можно писать на руке, спине) — узнавание букв на ощупь -дорисовывание и раскрашивание сюжетных картинок -узнавание слов, написанных различными шрифтами.. |