Взаимодействие логопеда с учителем 

Активизация коммуникативного навыка у младших школьников с ЗПР (практика)

Звуковой метод обучения чтению

Здоровьесберегающие технологии в школе

 Картотека заданий «Парные согласные»

Применение синквейнов в коррекционной работе с учащимися с ЗПР даёт учителю возможность решать много коррекционно-развивающих задач одновременно. Словарная работа, умение выделять главное, критически мыслить, обобщать, систематизировать, классифицировать, исключать лишнее, делать выводы, формулировать свой ответ, согласовывать слова в роде, падеже, числе, работа с предложением, активизация познавательной активности, развитие инициативности, устойчивого внимания, словесно-логического мышления и вдумчивого чтения.

Задания основаны на известной игре «Морской бой». Название «Словесный соус» объясняется так, в таблице буквы перемешаны как ингредиенты в соусе, нужно по подсказкам найти буквы и получить слово. Задания разделены на темы. Данный материал используется для того, чтобы содействовать развитию познавательной активности учащихся, способствовать расширению кругозора и обогащению словарного запаса, развитию памяти, внимания, быстроты реакции. Систематизировать знания по лексическим темам.


Рекомендации по устранению логопедических нарушений письменной речи для учителей и воспитателей групп продленного дня

Проблема

Причина

Задачи

Пути коррекции,

рекомендации

Развивающие упражнения, игры, задания

Ошибки при слитно-раздельном написании слов

Недостаточное развитие зрительного и вербального анализа, восприятия и ориентировки в пространстве

Развивать концентрацию внимания и длительность его удержания, учить додумывать элементы букв, синтезировать, ориентируясь на составные части букв, приучать к самостоятельной проверке, развитие внимательности и самоконтроля.

Развивать концентрацию внимания и длительность его удержания, учить додумывать элементы букв, синтезировать, ориентируясь на составные части букв, приучать к самостоятельной проверке, развитие внимательности и самоконтроля.

— графические диктанты,

— «раздели слова»,

— «слова-перевертыши»,

— «склеенный рассказ»,

— «читаем вверх         тормашками»,

— «найди мои                     ошибки»…

Неправильное написание имён собственных, отсутствие заглавной буквы, потеря знаков препинания

Недостаточная концентрация и устойчивость внимания. Недостатки в развитии лексико-грамматического строя речи. Не знает правила или не умеет их применять

Развитие избирательности и произвольности внимания. Увеличение объёма внимания.

 Развитие умения грамотно составлять и понимать грамматические конструкции, использовать роды и падежи.

 Ликвидация пробелов в знании правил.

Развитие избирательности и произвольности внимания. Увеличение объёма внимания.

 Развитие умения грамотно составлять и понимать грамматические конструкции, использовать роды и падежи.

 Ликвидация пробелов в знании правил.

— «найди слова»,

— «укротитель букв»,

— «наблюдатель»,

— «найди отличия»,

— «заклинание на пять»…

 Повторение и закрепление правил написания.

Ошибки при переносе слов

Недостаточная сформирован-ность звуко-буквенного анализа и синтеза

Развитие умения слышать, узнавать и различать звуки и фонемы, понимать взаимосвязь между ними.

Развитие умения слышать, узнавать и различать звуки и фонемы, понимать взаимосвязь между ними.

— «разбери словечко»,

-придумывание слов к схеме,

— нахождение и определение количества гласных и согласных в словах,

— «продолжи слово»,

— «потерянный слог»,

— «слог-шаг»…

Ошибки в написании безударных гласных, парных согласных в середине и конце слов.

Недостаточное развитие фонематического слуха.

Низкий уровень сформированности приёмов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу)

Развитие умения проговаривать слова, выделяя голосом, ударный гласный (по подражанию\самостоятельно). Определять ударный гласный в своём произношении и произношении другого человека, при написании слов.

Закреплять знания о парных согласных. Упражнять в дифференциации парных согласных, следить за их правильным произношением.

Отработка способов проверки написания слов с безударной гласной в корне, со звонкими и глухими согласными на конце и в середине слов.

Развитие умения проговаривать слова, выделяя голосом, ударный гласный (по подражанию\самостоятельно). Определять ударный гласный в своём произношении и произношении другого человека, при написании слов.

Закреплять знания о парных согласных. Упражнять в дифференциации парных согласных, следить за их правильным произношением.

Отработка способов проверки написания слов с безударной гласной в корне, со звонкими и глухими согласными на конце и в середине слов.

 

— «буква заблудилась»,

— «не разорви цепочку»,

— «наоборот»,

— «глухой-звонкий»…

При письме делает замены по акустическому признаку

Недостаточное развитие фонематического слуха и звуко-буквенного анализа.

Нарушено звукопроизношение.

Развитие слухового и зрительного восприятия.

Воспитание слухового внимания на материале, содержащем смешиваемые звуки.

Дифференциация смешиваемых звуков в слогах, словах, предложениях.

Посещение логопедических занятий 

Развитие слухового и зрительного восприятия.

Воспитание слухового внимания на материале, содержащем смешиваемые звуки.

Дифференциация смешиваемых звуков в слогах, словах, предложениях.

Посещение логопедических занятий

— зрительные и слуховые диктанты

— подбор слов на заданный звук

— замена звуков в словах

Пропускает (добавляет) буквы и слова, допускает перестановки букв и слогов, нарушено смягчение согласных

Несформированность фонематических процессов.  Недостаточное развитие слухового восприятия. Сниженный уровень концентрации внимания. Недостаточно развито умение действовать по правилам.

Упражнять в звуковом анализе и синтезе.

Упражнять  в слоговом анализе и синтезе.

Тренировать ребёнка в одновременном выполнении нескольких видов деятельности (например, слушать текст и рисовать предметы в определённой последовательности…)

Развивать способность сосредоточивать и сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его.

Упражнять в звуковом анализе и синтезе.

Упражнять  в слоговом анализе и синтезе.

Тренировать ребёнка в одновременном выполнении нескольких видов деятельности (например, слушать текст и рисовать предметы в определённой последовательности…)

Развивать способность сосредоточивать и сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его.

— «буквы убежали»

— «собери слова»

— «слово рассыпалось»

— «главный наблюдатель»

— «путаница»

— «капризное эхо»

— «сито для слов»

— «гномы и великаны»…

При письме делает графические (пространственные) замены

Недостаточное развитие зрительного анализа и ориентировки в пространстве.

Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания.

Недостаточное развитие мелкой моторики.

Уточнение пространственных представлений.

 

Контроль (с обучением навыку самоконтроля) за ходом двигательных актов во время письма.

Развитие способности сосредоточивать и сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его.

 Развитие зрительного восприятия и тонкой моторики.  Совершенствование графомоторной деятельности

Уточнение пространственных представлений.

 

Контроль (с обучением навыку самоконтроля) за ходом двигательных актов во время письма.

Развитие способности сосредоточивать и сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его.

 Развитие зрительного восприятия и тонкой моторики.  Совершенствование графо-моторной деятельности

— графические диктанты различной степени сложности

— лепка из пластилина, выкладывание из спичек, вырезание из бумаги букв и их элементов

— вычеркивание из текста заданной буквы

— отгадывание букв с закрытыми глазами (можно писать на руке, спине)

— узнавание букв на ощупь

-дорисовывание и раскрашивание сюжетных картинок

-узнавание слов, написанных различными шрифтами..